г
заготовка листьев на поделки Тема проекта: «Развитие творчества дошкольников через ручной труд»
Автор проекта: Бажина С.И.
Руководитель проекта: Чеснокова Л.Н. – заведующий.
Продолжительность проекта: сентябрь 2014г. - май 2015года
Тип проекта: творческий.
Участники проекта:
- воспитатель группы,
- дети старшей группы,
- родители.
Возраст детей: 5-6 лет
Проблема, на решение которой направлен проект:
От пятилетнего ребенка до меня только шаг.
А от новорожденного до пятилетнего -
страшное расстояние. Л.Н. Толстой
Актуальность. Уникальным, на мой взгляд, видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества.
При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка, они позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка.
В работе с детьми использую доступные им формы организации: совместная исследовательская деятельность: продуктивная деятельность с подгруппой детей; самостоятельное взаимодействие с предметной средой; творческая индивидуальная работа детей.
В основу продуктивной деятельности положены: принцип авторства; принцип эмоциональной увлечённости; принцип вариативности; принцип «если не похвалишь ты, то кто?»; принцип личностного общения.
Цель:
создание системы работы по развитию мелкой моторики руки ребёнка через рукотворный вид деятельности.
Задачи для детей:
1. Прививать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками
2. Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами
3. Содействовать развитию мелкой моторики руки, созидательному отношению к окружающему миру
Задачи для педагогов:
1.Повышать профессиональное мастерство,
самообразование, саморазвитие.
2.Создавать условия для обучения детей различным приемам работы с материалами и инструментами
3.Создавать систему работы по данной теме.
4.Формировать у детей интерес к изготовлению поделок из различных материалов, способствовать выявлению конструктивных и творческих способностей ребенка.
5.Стимулировать развитие памяти, умение следовать устным инструкциям воспитателя.
Задачи для родителей:
1. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
2. Развитие совместного творчества родителей и детей;
3. Развивать способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Презентация
Название итогового мероприятия проекта: « Твори, выдумывай, пробуй» Продукты проекта для детей:
выставка детских творческих работ в родительском уголке и группе.
Для педагогов:
1.Разработка диагностического материала
2.Создание пакета методических материалов по организации продуктивной деятельности с детьми
3. Изготовление сенсорных игр: « Подбери наряд Маше», « Найди пару», « Узнай бумагу», « Собери бусы».
4.Консультации для родителей: « Развитие мелкой моторики»
5.Показ мастер класса для педагогов, родителей
6. Презентация проекта в рамках ДОУ
Для родителей:
1. Пополнение природного и бросового материала в уголке экспериментирования и в уголке по изо деятельности;
2.Создание коллажей: « Осень глазами детей», « Творчество в нашей семье»,
3. Выставка: «Папа, мама, я и наши умелые ручки»
Ожидаемые результаты по проекту для детей:
Обучение
1.Овладение простейшими практическими навыками
2.Представления о свойствах предметов
3.Появление познавательной активности
Развитие:
1.Развитие моторики руки в соответствии с возрастом детей
2.Проявление самостоятельности в выборе средств и материала
Воспитание:
1.Навыки общения в совместной деятельности
2.Уверенность в собственных силах
3.Устойчивый интерес к образовательной деятельности.
Для педагогов:
1.Повышение педагогической компетентности в данном направлении
2. Поиск путей реализации задач.
Для родителей:
1.Появление интереса к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей
2. Желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Этапы реализации проекта
Этапы |
Задачи |
Деятельность участников проекта |
Ценностно - ориентировочный |
1.Сбор и анализ информации
2.Анализ, совершенствование материально-технической базы
3.Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
4.Изучение передового педагогического опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
5.Организация в группе творческой мастерской (оснащение различными художественными материалами). |
Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания, осознание мотива и цели деятельности |
Конструктивный: планирование |
1.Составить перспективный тематический план по развитию у детей дошкольного возраста творчества через ручной труд
2.Согласно задачам и содержанию определить формы организации: традиционные и нетрадиционные.
3.Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые упражнения, тренинги и оформить их в виде картотек. |
Формирование задач, накопление информации, составление плана. Выбор и обоснование критерия успеха |
Принятие решений |
1.Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.
2.Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, творческая активность; снижение напряженности, скованности, закомплексованности.
4.Проведение мониторинга через наблюдения, игру.
5.Разработка и реализация циклов игр- образовательной деятельности в рамках проектной деятельности
6.Формы организации детской деятельности:
а) традиционные
б) нетрадиционные
7.Методические приемы:
а) организация творческих выставок, совместных экспозиций, создание коллажей и др.;
б) обсуждение и обыгрывание выставочных экспозиций;
г) чтение художественной литературы, заучивание.
8.Вовлечение родителей в проектную деятельность.
9.Подготовка консультативного материала для родителей.
10.Оформление коллажей с привлечением родителей.
11.Участие родителей в мероприятиях в рамках проекта. |
Работа с информацией. Синтез и анализ идей |
Выполнение |
С сентября 2014года по май 2015 года |
Работа над проектом, его оформление |
Оценочно-рефлексивный |
Анализ выполнения проекта, вклада каждого участника в работу, достигнутых результатов (успехов и неудач) |
Участие в коллективном анализе проекта и самооценке деятельности.Учет критических замечаний |
Презентационный |
1.Обобщить опыт работы и оформить в виде папки. Материал представить в методический кабинет ДОУ.
2.Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта. |
Подготовка продукта деятельности к презентации. |