МБДОУ ЦРР-детский сад №17 "Тополек" станица Большовская

Кружок "Друзья природы"

09 февраля [пт]

 Руководитель Филиппова Е.Н. 

Экологический проект «Деревья нашего участка»

 Кружковая работа с детьми подготовительной к школе группе руководитель Филиппова Е. Н.

 По количеству участников является коллективным,

 Краткосрочный, так как реализуется в течение 2-х недель.

Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.

Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.

Экологический проект «Деревья нашего участка», развивает  интерес к представителям растительного мира - деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

В ходе реализации проекта большое внимание  уделялось развитию исследовательской деятельности дошкольников, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения.

 Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе.

Содержание этапов проекта.

Проект, включает три этапа –

подготовительный,

 исследовательский 

заключительный (обобщающий).

План поэтапных мероприятий

  1-й этап

подготовительный

2-й этап

исследовательский

3-й этап

Заключительный, обобщающий.

1. Беседа с детьми:

-выявить уровень знаний детей о деревьях.

 

2. Чтение художественной литературы

3. Рассматривание иллюстраций

4. Наблюдения за деревьями участка детского сада на прогулках.

 

1. Наблюдения и исследовательская деятельность: (строение дерева, его внешний вид)

2. НОД: «Деревья нашего двора», «Наши зеленые друзья»

-изодеятельность: «У дерева есть соседи..»

Лепка: «Кисть рябины»

3. дидактические игры: «Сравни»,  «Что лишнее», «Найди свое дерево».

1. Итоговое занятие: «Деревья – наши друзья»

 

Подготовительный этап.

Работа с детьми.

Перед началом работы по проекту «Деревья нашего участка»  с детьми проводилась  беседа о деревьях. Выяснила их представления о деревьях, их отношение к ним.  Например предложила детям схему знакомства:

1. Как зовут тебя дерево?

2. Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?

3. Есть ли У тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?

4. Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?

5. Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?

Исследовательский этап.

Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется;

 Детям давалось задание: познакомиться со своим деревом — подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?

У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева?

Кто бегает рядом с ними?

Растет рядом с ними?

 Прилетает к нему?

Предложить детям понаблюдать за окружением дерева, по рассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?

Затем предложила детям  нарисовать соседей дерева.

У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрели территорию рядом с деревом и постарались отыскать его семью. (молодые побеги).

Предложила  детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.

погладить кору.  Какая она- теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, широко использовались  игры

 Проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности.

Занятие 1. Заучивание стихотворения Сергей Есенин «Береза»



Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение С.А. Есенина «Береза», учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.

 

Занятие 2. «Деревья нашего двора».

Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.

Игровая деятельность.

Дидактические игры:

1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т.д.).

6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Наблюдения и исследовательская деятельность.

1. Исследование дерева.

 Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка:  « Деревья зимой» – рисование, аппликация:

 лепка: «Кисть рябины».

 

 

 

Чтение художественной литературы:

1. «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.

2. «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

3. «Лесная гостья», «Откуда стол пришел» С. Маршак.

4. «Береза», «Ива», «Дуб», «Яблонька»  И. Токмакова (стихи)

Заключительный, обобщающий этап.

В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Деревья – наши друзья». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Итогом проекта «Деревья нашего участка» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

1. Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.

2. Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья.
Любить свой край, любить природу!

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Деревья нашего двора»
Образовательные задачи:

1.  Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
2.  Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности
Развивающие задачи:

1.  Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
2.  Развивать связную речь у детей.

Воспитательные задачи:

1.  Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
2.  Способствовать формированию коммуникативных навыков.
3.   Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предварительная  работа:
1.  наблюдения за живой природой на прогулке;
2.  разучивание стихов о природе;
4.  чтение литературы природоведческого характера;
5.  рассматривание иллюстраций о лесе;

Словарная работа:
береза, ива, ель, сосна;
березовая роща, ельник, сосновый бор;
хвойный лес, лиственный лес;
белоствольная; хвоинки, хвоя.

Материалы к занятию:

1.  ветки березы и ивы, ели и сосны в вазах с водой;
2.  иллюстрации с изображением березовой рощи,

3.  хвоя сосны и ели в тарелочках;
4.  шишки сосны и ели в контейнерах;
1 часть.

Отгадайте загадку:  
«Нам в дождь и зной поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек». (Дерево)

- Поиграем в игру с мячом “ Назови дерево ”.
- Чем похожи все деревья между собой?
- У них есть ствол, ветви, листья, корни.
- Но не все деревья, которые вы назвали, растут в Красноярском крае. Пойдемте дальше  и узнаем, какие деревья растут на нашем участке.

2 часть.

- Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:
«Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке
В белом сарафане». (Береза)

Ива.

(И.Токмакова)

Возле речки у обрыва

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дёрнул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

- Как вы думаете, чем отличается береза от ивы?
- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у ивы серо-зеленый.
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
- БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.
- Береза - единственное  в мире дерево с белой корой.
- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
- Чем еще отличаются эти  деревья?
- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
- Разные. Лист ивы узки и длинный , а у березы листья закругленные  с зубчиками.
- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.
А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные. У ивы…
- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.

- Лес, где растут  березы  и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.
- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
- На ветвях этих деревьев растут листочки.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись.
(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.
(наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(руки вверх, помахать ими).

3 часть.
- Идемте дальше. И на пути нашем – ХВОЙНЫЕ  деревья. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.
- Какие деревья  растут в хвойном лесу?
- Сосны, ели.
- Кто знает загадку про ель и сосну?
«Зимой и летом одним цветом».
- Почему эти деревья стоят зеленые?
- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.
- Что вы можете рассказать о ёлочке?
- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.
- Какой ствол у сосны?
- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
- Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
- Чем они похожи?
- Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.
«Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна».
- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
- Иголочками.
- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.
- Скажите, почему хвойный лес так называется?
- Какие хвоинки у сосны?
- Длинные, мягкие, светлые.
- А у ели?
- Короткие, колючие, темные.
- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.
- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).
- Какие шишки  у ели?
- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.
- Что вы расскажете про сосновые шишки?
- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

5 часть.

«- Ты чего скрипишь, береза?
-  Стынут корни от мороза.
- Ты чего вся побелела,
Прячешь ветки в кружева?
- Я совсем заледенела.
Но не бойся,…я жива».
- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья  в дворах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы

 ( Прошу ребенка прочитать стихотворение).
«Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ!

2ab73c3c5adc7c66789a0b4a98537e47.jpg


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.